Подумалось мне, что многочисленные социально-культурные феномены, содрогнувшие мир в новом тысячелетии, являются ничем иным, как побочным эффектом болезненного (однако не безнадёжного) процесса психологической адаптации человечества к новым условиям существования, возникшим в результате стремительного развития информационных технологий.

Технологии обещали решить если не все, то очень многие проблемы homo sapiens, однако, приходя в наш мир, они также привносили немало новых вопросов, не имеющих очевидного решения. Благодаря технологиям, возможности современного человека значительно расширились, но, тем не менее, их развитие повлекло за собой глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования и прочий махровый нигилизм. Социопатия, депрессия и психоз обещали стать, если уже не стали, верными спутниками сетевого человека. Очевидно, что старые схемы и методы выживания уже не работали ― современному человеку нужно было искать новую точку опоры, чтобы окончательно не сойти с ума в мире высокоскоростных Интернет-соединений.

Эволюция Интернета подтолкнула, или, правильней сказать, вынудила большую часть его постоянной аудитории заново пересмотреть свои отношения с реальностью. Вот так просто, под впечатлением от виртуального опыта, порвать и выкинуть старые шаблоны видения мира, переписав своё восприятие окружающей действительности чуть ли не с чистого листа. Ведь по мере развития Web 2.0 зарождалась чёткая видимость того, что мир представляет собой некий конгломерат субъективно-объективных реальностей, которые можно создавать и посещать по желанию. Данное утверждение не является истиной, однако именно это особенно остро чувствуют люди, практически живущие в Сети. В обозримом будущем коллективное видение реальности может исказиться настолько, что лозунги вроде «Вас не существует в Сети? ― значит, вас не существует вообще!» станут обыденным явлением, и ещё не ясно, будет ли это считаться девивиацией в сетевом обществе.

Сейчас же нередко приходиться внимать вопль закостенелых консерваторов, страдающих синдромом утёнка: «Интернет ― это иллюзия!», «Интернет ― бегство от реальной жизни™!». Нелепость этих утверждений заключается в том, что в научной (философской) и религиозной среде до сих пор нет единогласного (и даже господствующего) мнения насчёт того, что реально, а что ― нет (это касается и т.н. реальной жизни™). Например, реализм, который лежит в основе современной научной модели мира, отрицает существование субъективной реальности (при этом, не отрицая субъективного восприятия), базируясь на том, то бытие всегда объективно. А буддистская философия, напротив, отрицает существование объективной реальности, и, отмечу, приводит доводы не менее конструктивные, хоть и эмпирически непроверяемые. Христиане же вообще убеждены, что их субъективный Бог ― объективен. И так далее, со всеми вытекающими. Парадокс критерия реальности заключается в том, что, не смотря на разнообразие суждений, любые представления о природе реального, каким бы оно ни было на самом деле ― объективным или субъективным, всегда субъективны.

Например, в детстве, вспоминая наши первые сны, мы считали их реальностью, как и всё остальное. После неоднократных попыток родителей объяснить, что некоторые наши переживания являются «всего лишь сном», мы научились отличать «внутренние» события во сне от «внешних» физических. Однако это лишь условное разделение на объективную и субъективную реальность. Смогли бы мы разделить две реальности без посторонней помощи? И нужно ли было вообще что-то разделять?

«Согласно исследованиям знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже, дети проходят три стадии понимания сновидений. На первой стадии ― в возрасте от трех до четырех лет ― ребенок не различает сна и бодрствования. Он полагает, что сны происходят в том же (внешнем) мире, что и остальная жизнь. В этом возрасте, просыпаясь в страхе во время кошмаров, ребенок верит, что чудовища находятся в комнате. И все уверения родителей, что "это лишь сон", не производят должного эффекта. Ребенку нужны веские доказательства, он должен сам убедиться, что шкаф, например, действительно пуст.

Между четырьмя и шестью годами, приобретя опыт пробуждения от снов, которым родители отказывают в реальности, ребенок пересматривает свое отношение к сновидениям. Теперь он знает, что все произошедшее ― "лишь сон", хотя до сих пор не понимает, что же все-таки это такое, сон. На этой стадии ребенок воспринимает сновидение отчасти как внешнее, отчасти как внутреннее явление. Если его спросить, например, откуда берутся сны, он может ответить: "Из моей головы". Однако на вопрос, где происходил сон, тот же ребенок ответит: "В моей спальне".

Где-то в возрасте от пяти до восьми лет такое переходное состояние уступает место третьей стадии, и ребенок хорошо понимает, что сновидения целиком и полностью имеют внутреннюю природу. Теперь ребенок знает, что сны происходят только в его голове. Другими словами, сновидения ― чисто ментальные переживания»

Велика вероятность того, что старомодные институты религии, семьи, образования начали разваливаться отнюдь не потому, что велась целенаправленная борьба против них, а по причине их нежизнеспособности в условиях технотронного, постиндустриального общества. Если отбросить в сторону байки церковников, эзотериков, и просто полоумных, то объективно, технологии ― это единственное, что существенно и глобально (прогресс добрался даже до моего родного Мухосранска) изменилось за последнее время. Правда если начать подробно разбирать причинно-следственные связи, то отнюдь не очевидно, что является же первопричиной глобального социального «сдвига» ― духовно-нравственная или технологическая эволюция.

Как мы отличаем сон от реальности, а Интернет от реальной жизни™? Именно, за счёт контраста! И сейчас эта грань методично стирается в процессе развития информационных технологий. Вероятно, многие странности, что наблюдались в прошлом десятилетии ― лишь прелюдия к невиданному ранее социальному взрыву, что произойдет, согласно некоторым прогнозам, ближе к 2020-му году, когда доступ к Всемирной сети станет повсеместным, а дополненная реальность тесно вплетётся в нашу жизнь. Однако уже сейчас одно ясно наверняка ― человечество никогда не будет прежним. А вот что послужило причиной таких кардинальных изменений: планетарные циклы, боги, просвещённые личности, технологии или просто случайность ― решать только вам.