Перечитываю Лабержа
Стивен Лаберж (психофизиолог, основоположник научного подхода к ОС) в одной из глав своей книги «Осознаваемое сновидение» виртуозно расставляет точки над i относительно природы внетелесного опыта, рассматривая подобные переживания как некую разновидность сновидения. Однако, в той же 9-й главе, пытаясь объяснить феномен совместных сновидений, он пишет следующее:
Существуют ли доказательства того, что сновидения объективны? Некоторые загадочные феномены дают возможность предположить, что при определенных обстоятельствах они могут быть реальны, по крайней мере, отчасти. К одной из таких загадок относится сверхъестественное явление, в котором человек чувствует, будто каким-то образом временно покидает тело. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что удивительно большое количество людей хотя бы раз в жизни испытывало внетелесное переживание (ВТП). Тот, кто это пережил, очень часто твердо уверяется в том, что он или, по крайней мере, какая-то его часть способны существовать независимо от тела.
Другим широко подтвержденным феноменом является загадочный способ передачи информации, называемый экстра-сенситивным восприятием (ЭСВ). Множество невероятных свидетельств говорят о том, что ЭСВ действует как в пространстве, так и во времени. Если действительно существует возможность каким-то образом получать информацию о событиях, произошедших в отдалении или еще не произошедших, то концепция пространства и времени требует пересмотра, и можно предположить, что одно и то же событие может происходить как в объективной, так и в субъективной реальности.
Сообщения о «взаимных сновидениях» (одновременно переживаемых двумя или большим количеством людей) дают возможность предположить, что в некоторых случаях мир снов бывает объективен не меньше мира физического, поскольку главным критерием «объективности» является переживание одного феномена несколькими людьми. Еще раз окинув взглядом все сказанное, можно лишь гадать, что ждет впереди традиционную дихотомию между сновидениями и реальностью.
Но меня больше забавляет тот факт, что до опубликования исследований Лабержа, осознанные сновидения в научном сообществе вообще считались некой полуэфимерной эзотерической выдумкой. Это лишь в очередной раз подводит к мысли, что многие «магические» свойства, приписываемые осознанным сновидениям, и сновидениям вообще, нельзя списывать со счетов просто в силу их недоизученности. Как и полагать, что Лаберж полностью понял и объяснил природу осознанных сновидений, лишь потому, что он сделал это по-научному.