Ускорение как смысл жизни
Когда-то MySpace.com был сайтом номер один. В 2006-ом он лидировал в мире по количеству просмотренных страниц и уверенно доминировал (75%) в сегменте социальных сетей. По данным Alexa Internet в феврале 2009-го он скатился на 5-е место, в апреле 2011 ― был на 73-ем, а на момент написания статьи ― занимает "почётное" 123-е. Сейчас этому сайту рисуют самые пессимистичные прогнозы, вплоть до его полного закрытия ― по итогам прошлого года убыток составил $165 млн при выручке всего $109 млн. Меньше чем за 10 лет MySpace прошёл путь от мирового лидера по трафику до «запасного игрока» в команде информационных гигантов современной IT-индустрии. Являлось ли такое стремительное угасание интереса к некогда сверхпопулярному ресурсу закономерным процессом или виной всему неудачное стечение обстоятельств?
С появлением Facebook'а множество крупнейших сайтов понесло убытки в посещаемости, MySpace не был исключением. Музыканты и DJ-и, конечно же, по-прежнему создают там свои страницы, но только ради того, что бы не отставать от других, но при этом активность фанатов значительно снизилась. И виной всему, на мой взгляд, упорное нежелание MySpace меняться. Скорость загрузки сайтов стала решающим фактором в ускоряющемся мире, где каждая минута на счету. Не удивительно, что тяжеловесный MySpace не смог составить конкуренцию своим более «лёгким» конкурентам. Если вначале пути сайт привлекал публику новизной, то в последние годы он непозволительно долго был инертен. И, как выяснилось, в условиях современного информационного общества такая позиция может привести к скоропостижному фиаско.
Ситуация с MySpace хорошо отображает прописную истину, которую я осознал, проведя бесчисленное количество часов онлайн ― в Сети ничто не вечно.
Если вам что-то нравится, можете уже сейчас морально готовиться к тому, что однажды этого не станет.
Похожая судьба ждала Bebo, MP3.com, Broadcast.com и многие другие некогда перспективные проекты с огромной аудиторией, оцениваемые в миллионы и миллиарды долларов, которые сейчас забыты, либо закрыты. В скором времени менеджеры быстрых сообщений (ICQ, MSN, AOL и пр.) так же уйдут в прошлое. Но такая судьба ждёт не только их. Все привычные вещи исчезнут, либо изменяться до неузнаваемости. Осмелюсь предположить, что от успешного Facebook'а через 10 лет тоже останется лишь название, если он действительно намерен удерживать позиции лидера, а не повторить судьбу MySpace.
Изменения ― это путь к бессмертию.
В любых поколениях, даже среди прогрессивных Y, консерваторы численно преобладают. То, что почти половина всех пользователей ПК до сих пор использует операционную систему 10-ти летней давности отлично это демонстрирует. Именно такие люди скандируют, когда в ВКонтакте отключают «стену», отменяют рейтинг, изменяют систему френдования. Не прекращается поток возмущений: «не торт!», «раньше было лучше!» и т.п., однако далеко не каждый отдаёт себе отчёт в том, что ещё раньше (до 2006-го) их уютной соц.сети со стеной, рейтингом и нормальными френдами вообще не существовало. Что вынуждает внести уточнение в утверждение, сказанное абзацем выше:
Всё, что вы любите ― исчезнет, но обязательно появится нечто лучшее, что вы полюбите ещё больше.
Тренды сменяют друг друга с ошеломительной скоростью. То, что вызывало у широкой аудитории дикий восторг всего год назад, сейчас пылится в архивах истории. Кажется, ещё вчера русскоязычная блогосфера пестрила «падонковским слэнгом», а сейчас его используют только клинические слоу. Совсем недавно использование языка и атрибутики имиджборд за пределами АИБ считалось дурным тоном, в наши дни я уже не могу отличить, что пришло с имиджборд, а что ― нет. Однако к пабликам с эдвайсами пользователи тоже когда-нибудь охладеют. И на смену обязательно придет нечто более конкурентоспособное.
Конкуренция ― основной стимул эволюционных процессов общества.
Почему изменения в последние годы происходят настолько стремительно? На этот вопрос ещё в далёком 1965-ом году ответил Гордон Мур. Закон Мура, если кто не знает
«Сейчас в одном выпуске еженедельника New York Times содержится больше информации, чем выпадало на долю среднестатистического представителя черни в 18 веке за всю его жизнь.»
Действительно, раньше дела обстояли несколько иначе. Об этом говорят цифры. В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей, на что другим средствам массовой информации потребовалось гораздо больше времени: радио ― 38 лет, телевидению ― 13 лет. Всего пять лет назад, в 2006-ом году в Сети хранилось 161 млрд гигабайт данных, но уже к 2012-ом году, по оценкам IDC, суммарный объем контента Всемирной сети увеличится до 2 500 экзабайт. Прогноз выглядит вполне правдоподобным, т.к. по последним данным (за сентябрь 2011), предоставленным компанией ICANN, объем всей существующей информации в мире, в том числе и абсолютно идентичных файлов, скопированных на разные источники, в мире составляет порядка 2,56 зеттабайт.
Т.е. объем информации в Интернете удваивается примерно каждые полтора года. Что имеем? 2,5 зеттабайта в 2012-ом, >5 зеттабайт в 2014-ои, >10 зеттабайт в 2016-ом, >20 в 2018-ом, >40 зеттабайт в 2020-ом и т.д. Масштаб оценили? А теперь самое главное:
Чем больше информации в Сети ― тем сильнее конкуренция.
Ожесточённость конкуренции прямо пропорциональна скорости эволюции.
А следовательно:
Ускорение ― показатель выживаемости.
И вопрос, к которому я вёл:
КАКОЙ скоростью нужно будет обладать, чтобы выжить в мире будущего? Готов ли Homo sapiens в его современном виде к столь огромным физическим и ментальным нагрузкам?
Те, кто пытается «заморозить» столь любимое настоящее выглядят отчаянными ребятами. «Духовно обогащённые» враги прогресса, уже поднимают свои знамёна, в попытках вступить в неравный бой в самой сутью Жизни ― Эволюцией. Но они упускают кое-что важное, ведь именно ускоряющийся технологический прогресс в отдаленной перспективе, позволит создавать устройства, в которые можно поместить целый мир. Даже мир, который не меняется.