Существуют ли реальные механизмы осуществления прав животных (и, в частности, права на жизнь) в дикой природе? Долго думать не надо ― их просто напросто нет. Нет, потому что правовые нормы изобретены человеком, и фактически только на него и распространяются. Если в законе речь заходит о животных, то она касается исключительно взаимодействия человека и животного. Самим же животным побоку человеческие договоренности и правила поведения ― в условиях дикой природы сильные виды всё равно притесняют слабых, а хищники поедают травоядных и т.д.

Мясоеды часто приводят это как контраргумент в спорах с веганами, однако забывают, что до того как стать жертвой хищника, животное может прожить полноценную жизнь, что скоту, который растят на забой, никогда не светит. Если животное, пойманное хищником, страдает только в момент умерщвления, то «промышленный» скот мучается всю жизнь в жесточайших (на уровне нацистских концлагерей) условиях содержания. В дикой природе взаимное поедание совершается ради поддержания бесконечного круговорота жизни (жизнь в обмен на жизнь), в то время, как современный человек устраивает жестокую резню на скотобойнях, безвозмездно забирая жизни, ведь неоспоримой необходимости в этих убийствах нет (исключением являются люди, живущие за северным полярным кругом, где другого источника пищи просто не найти).

Плохо ли это? Условно можно считать, что «хорошо» ― это то, что делает нас счастливыми, и не лишает счастья другого. Если рассматривать проблему с такой точки зрения, то если животное счастливо быть съеденным, а мы рады его съесть ― то почему бы и нет? Но оказывается, что для того, чтобы съесть животное, нужно его предварительно умертвить (Кэп), если оно не умерло само. Поэтому перефразирую: если животное счастливо быть убитым, а мы рады его убить ― то почему бы и нет? И вот здесь появляются два огромнейших «но»:

  1. Учитывая, что инстинкт самосохранения свойственен всем живым организмам, очевидно, что ни одно существо не желает быть убитым.
  2. Учитывая, что люди наделены способностью сопереживания и сочувствия другим живым существам, ни один человек, если он не психопат, не желает убивать (если дело не касается первого пункта).

Как мы решили проблему:

  1. Просто проигнорировали.
  2. Перенесли процесс умерщвления будущей еды на закрытые скотобойни, подальше от глаз. Как думаете, какой процент мясоедов сможет собственными руками перерезать горло крупному рогатому животному? Благодаря параноидальной конспирации мясной промышленности, среднестатистический потребитель, покупающий мясо в супермаркете, даже не осознаёт свою причастность (спрос рождает предложение) к убийствам на мясокомбинатах.

И меня волнует даже не столько этический вопрос, сколько очередной массовый самообман, который, как и любая форма лжи, ни к чему хорошему не приведёт.

Для размышлений. Некогда (а некоторые африканские племена до сих пор в это верят) у людей существовал обычай съедать убитого врага, чтобы заполучить его силу. Что за опыт мы получим, съев сотни замученных, жестоко убитых животных, которые даже света солнечного не видели? Ясное дело, что у животного, выращенного на ферме современных образцов, этот опыт будет исключительно негативного плана. Если оно болело ― еще хуже. Даже больные раком животные идут на забой.

Собственно, дикая природа уже давно для нас не авторитет. В вопросах поведения, мы отдалились от неё настолько, насколько это было возможно. Что, стоит отметить, не сделало нашу жизнь хуже. Весьма показательно, что средняя продолжительность жизни человека выросла благодаря усовершенствованию законов и развитию науки, а не природным факторам вроде экологии, которая, согласитесь, существенно ухудшилась за последние столетия. В средневековой Англии средняя продолжительность жизни человека составляла всего 30 лет, сейчас средняя по миру в два раза больше ― 67, а в отдельных странах достигает отметки в 80 лет.

Однако почему бы нам не стремиться к тому, чтобы свести боль и страдание к минимуму? Мы так и делаем, с переменным успехом, по отношению друг к другу. Ведь никто из нас не хочет, чтобы это происходило именно с ним. Тогда почему бы не поступать так по отношению к братьям нашим меньшим, если в их эксплуатации и убийствах нет особой необходимости?

Мир не стал хуже, люди не стали вдруг говном. Мы давно не блещем добродетельностью. Просто в нашем мире стало больше света, который показал то, что было скрыто. И теперь всё лишнее, что мешает двигаться дальше, должно уйти. Однажды выбрав вегетарианство я сделал еще один шаг к светлому будущему. Если вы считаете, что обман и насилие ради удовлетворения вкусовых пристрастий ― это нормально, то нам с вами явно не по пути.