Fatum Black /// Blog
Будущее наступило. Только в нём полно багов
Популяризирую хэштег #ShittyFuture
Ускорение как смысл жизни

Когда-то MySpace.com был сайтом номер один. В 2006-ом он лидировал в мире по количеству просмотренных страниц и уверенно доминировал (75%) в сегменте социальных сетей. По данным Alexa Internet в феврале 2009-го он скатился на 5-е место, в апреле 2011 ― был на 73-ем, а на момент написания статьи ― занимает "почётное" 123-е. Сейчас этому сайту рисуют самые пессимистичные прогнозы, вплоть до его полного закрытия ― по итогам прошлого года убыток составил $165 млн при выручке всего $109 млн. Меньше чем за 10 лет MySpace прошёл путь от мирового лидера по трафику до «запасного игрока» в команде информационных гигантов современной IT-индустрии. Являлось ли такое стремительное угасание интереса к некогда сверхпопулярному ресурсу закономерным процессом или виной всему неудачное стечение обстоятельств?

С появлением Facebook'а множество крупнейших сайтов понесло убытки в посещаемости, MySpace не был исключением. Музыканты и DJ-и, конечно же, по-прежнему создают там свои страницы, но только ради того, что бы не отставать от других, но при этом активность фанатов значительно снизилась. И виной всему, на мой взгляд, упорное нежелание MySpace меняться. Скорость загрузки сайтов стала решающим фактором в ускоряющемся мире, где каждая минута на счету. Не удивительно, что тяжеловесный MySpace не смог составить конкуренцию своим более «лёгким» конкурентам. Если вначале пути сайт привлекал публику новизной, то в последние годы он непозволительно долго был инертен. И, как выяснилось, в условиях современного информационного общества такая позиция может привести к скоропостижному фиаско.

Ситуация с MySpace хорошо отображает прописную истину, которую я осознал, проведя бесчисленное количество часов онлайн ― в Сети ничто не вечно.

Если вам что-то нравится, можете уже сейчас морально готовиться к тому, что однажды этого не станет.

Похожая судьба ждала Bebo, MP3.com, Broadcast.com и многие другие некогда перспективные проекты с огромной аудиторией, оцениваемые в миллионы и миллиарды долларов, которые сейчас забыты, либо закрыты. В скором времени менеджеры быстрых сообщений (ICQ, MSN, AOL и пр.) так же уйдут в прошлое. Но такая судьба ждёт не только их. Все привычные вещи исчезнут, либо изменяться до неузнаваемости. Осмелюсь предположить, что от успешного Facebook'а через 10 лет тоже останется лишь название, если он действительно намерен удерживать позиции лидера, а не повторить судьбу MySpace.

Изменения ― это путь к бессмертию.

В любых поколениях, даже среди прогрессивных Y, консерваторы численно преобладают. То, что почти половина всех пользователей ПК до сих пор использует операционную систему 10-ти летней давности отлично это демонстрирует. Именно такие люди скандируют, когда в ВКонтакте отключают «стену», отменяют рейтинг, изменяют систему френдования. Не прекращается поток возмущений: «не торт!», «раньше было лучше!» и т.п., однако далеко не каждый отдаёт себе отчёт в том, что ещё раньше (до 2006-го) их уютной соц.сети со стеной, рейтингом и нормальными френдами вообще не существовало. Что вынуждает внести уточнение в утверждение, сказанное абзацем выше:

Всё, что вы любите ― исчезнет, но обязательно появится нечто лучшее, что вы полюбите ещё больше.

Тренды сменяют друг друга с ошеломительной скоростью. То, что вызывало у широкой аудитории дикий восторг всего год назад, сейчас пылится в архивах истории. Кажется, ещё вчера русскоязычная блогосфера пестрила «падонковским слэнгом», а сейчас его используют только клинические слоу. Совсем недавно использование языка и атрибутики имиджборд за пределами АИБ считалось дурным тоном, в наши дни я уже не могу отличить, что пришло с имиджборд, а что ― нет. Однако к пабликам с эдвайсами пользователи тоже когда-нибудь охладеют. И на смену обязательно придет нечто более конкурентоспособное.

Конкуренция ― основной стимул эволюционных процессов общества.

Почему изменения в последние годы происходят настолько стремительно? На этот вопрос ещё в далёком 1965-ом году ответил Гордон Мур. Закон Мура, если кто не знает

«Сейчас в одном выпуске еженедельника New York Times содержится больше информации, чем выпадало на долю среднестатистического представителя черни в 18 веке за всю его жизнь.»

Действительно, раньше дела обстояли несколько иначе. Об этом говорят цифры. В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей, на что другим средствам массовой информации потребовалось гораздо больше времени: радио ― 38 лет, телевидению ― 13 лет. Всего пять лет назад, в 2006-ом году в Сети хранилось 161 млрд гигабайт данных, но уже к 2012-ом году, по оценкам IDC, суммарный объем контента Всемирной сети увеличится до 2 500 экзабайт. Прогноз выглядит вполне правдоподобным, т.к. по последним данным (за сентябрь 2011), предоставленным компанией ICANN, объем всей существующей информации в мире, в том числе и абсолютно идентичных файлов, скопированных на разные источники, в мире составляет порядка 2,56 зеттабайт.

Т.е. объем информации в Интернете удваивается примерно каждые полтора года. Что имеем? 2,5 зеттабайта в 2012-ом, >5 зеттабайт в 2014-ои, >10 зеттабайт в 2016-ом, >20 в 2018-ом, >40 зеттабайт в 2020-ом и т.д. Масштаб оценили? А теперь самое главное:

Чем больше информации в Сети ― тем сильнее конкуренция.
Ожесточённость конкуренции прямо пропорциональна скорости эволюции.

А следовательно:

Ускорение ― показатель выживаемости.

И вопрос, к которому я вёл:

КАКОЙ скоростью нужно будет обладать, чтобы выжить в мире будущего? Готов ли Homo sapiens в его современном виде к столь огромным физическим и ментальным нагрузкам?

Те, кто пытается «заморозить» столь любимое настоящее выглядят отчаянными ребятами. «Духовно обогащённые» враги прогресса, уже поднимают свои знамёна, в попытках вступить в неравный бой в самой сутью Жизни ― Эволюцией. Но они упускают кое-что важное, ведь именно ускоряющийся технологический прогресс в отдаленной перспективе, позволит создавать устройства, в которые можно поместить целый мир. Даже мир, который не меняется.

Перспективы

«В 2013 году компания Intel планирует начать массовое изготовление процессоров на основе 14-нм техпроцесса, а до 2015 года перейти на нормы 10-нм»

«Эксперты из аналитического агентства iSuppli уверены, что доля DDR4 увеличится от 5% в 2013 году до 50% в 2015 году»

«Intel обещает увеличить производительность графической подсистемы своих процессоров в 12 раз к 2015 году»

Про графику особенно впечатляющее заявление. Сейчас видеочип Intel HD Graphics 3000, интегрированный в Core i7 второго поколения, набирает порядка 4100 баллов в 3DMark 06. Немного расчётов: 4100 x 12 = 48000 3DMarks. Т.е. уже через 4 года эффективность встроенной графики будет приблизительно равна уровню производительности Radeon HD 5870 ― на данный момент это одна из топовых дискретных видеокарт для персоналок (!)

Налицо тренды, которые будут определять успех персональной вычислительной техники будущего ― энергоэффективность, мобильность и портативность. Это связано с тем, что даже сейчас производительность настольного компьютера среднего ценового диапазона с избытком удовлетворяет запросы среднестатистического пользователя. Компьютеры будущего станут незаменимыми компаньонами и будут сопровождать пользователей всегда и везде, как сейчас это делают мобильные телефоны. Благодаря высокой экономичности, портативные компьютеры смогут работать сутками без подзарядки (к слову, уже выпустили первый нетбук, работающий от солнечных батарей ― Samsung NC215S), а активная экспансия стандартов вроде 3G или WiMAX позволит получить доступ к Сети из любой точки земного шара.

И ещё цифры:

В начале 2000 года в мире насчитывалось 500 миллионов пользователей мобильной связи и 250 миллионов пользователей сети Интернет. К началу 2011 года эти цифры выросли до 5 и 2 миллиардов человек соответственно. Актуальную статистику можно посмотреть здесь

В 2015 году около 3 миллиардов пользователей с более чем 10 миллиардами устройств будут иметь доступ в Интернет. На каждого человека на Земле будет приходиться как минимум одно персональное вычислительное устройство, сопоставимое, а то и превосходящее по производительности современные настольные ПК hi-end класса.

Если темпы развития вычислительной техники и телекоммуникаций будут продолжать расти экспоненциально (а они будут, т.к. по последним данным закон Мура будет действовать ещё достаточно долгое время, гуглите «3D-структуры Tri-Gate»), то уже в 2020 мы получим полностью компьютеризированное общество, где каждый будет иметь неограниченный доступ к Сети. Что это будут за люди ― сейчас сложно представить, но подобные перспективы не могут не радовать. Мне, например, весьма интересно, какие преобразования ждут мировые религии в условиях тотальной интернетизации?

Не всякая вера одинаково (бес)полезна?

В 1979 году в Принстоне была развёрнута программа исследований аномальных явлений под руководством Роберта Джана (Robert G. Jahn). Её целью было изучение взаимодействия человеческого мозга и высокочувствительных физических приборов. Идеологически похожие исследования проводились во многих странах мира, в том числе в СССР. И речь не шла исключительно об экстрасенсорных способностях, вопрос был поставлен значительно шире. За последние десятилетия был накоплен огромный экспериментальный материал. Сейчас его пытаются осмыслить с использованием различных средств современной науки, особенно математики ― начиная относительно простыми методами статистики, классическим Фурье-анализом и заканчивая недавно разработанным фрактальным анализом.

Подробности можно узнать на сайте Принстонского университета http://noosphere.princeton.edu/. Обратите внимание на употреблённый американцами термин «noosphere» (ноосфера), т.е. «сфера разума», его ввёл в научный оборот наш соотечественник В. И. Вернадский ещё в 20-е годы. Многочисленный междисциплинарный коллектив участников «Проекта глобального сознания» (Global Consciousness Project), состоящий из физиков, математиков, биологов, биофизиков, психологов и других специалистов, утверждает, что им удалось доказать существование корреляции между работой человеческого мозга и работой удалённых электронных приборов, которые нельзя даже отнести к измерительной аппаратуре.

Для этого были использованы специально созданные «генераторы случайных событий». Сотни таких приборов, объединенных в единую информационную сеть с центром в Принстоне, круглосуточно работают на всех континентах, в России их три ― в Москве, Новосибирске и Владивостоке (в Украине, увы, пока нет). Каждый генератор случайных событий выдаёт беспорядочную бинарную последовательность. Но в отличие от ранее существовавших генераторов случайных чисел, приборы нового поколения выдают, так сказать, «более случайные» числа.

Не секрет, что в масштабах классического макромира, в котором мы живём, практически ничего случайного нет. Случайность выпадения, например, аверса или реверса только кажущаяся. Сторона, на которую упадёт монета, предопределена уже в момент броска. Просто мы не в состоянии точно учесть все параметры её полета и соответственно предсказать результат падения. Поэтому называем такое событие случайным. Однако непредсказуемость здесь имеет технический, а не принципиальный характер. Так же дело обстоит и с компьютерными таблицами случайных чисел. Их генерирует компьютер по специальному алгоритму, а значит, строго говоря, случайными они тоже не являются. Но в микромире ― картина совершенно иная. Там царствует квантовая механика, в которой непредсказуемость результата носит принципиальный, а не технический характер.

Принстонские генераторы являются сугубо квантовыми приборами. Выдаваемая ими последовательность нулей и единиц отражает измерения некоторых тонких квантовых эффектов в твёрдом теле (например, туннельных переходов в гетероструктурах, «белого шума» электронов), что позволяет получать подлинно случайную последовательность. А это в свою очередь открыло новые перспективы для обнаружения чрезвычайно слабых эффектов. Таких, например, как гипотетическое влияние работы человеческого мозга на квантовые состояния элементарных частиц далеко за его пределами.

А что если мозг не один? Если миллионы, десятки, сотни миллионов людей думают над чем-то общим, испытывают похожие чувства (а это уже реальность в эпоху глобальных телекоммуникаций), что в таком случае? Тогда можно ожидать кумулятивный эффект (ага, Резонанс). Авторы проекта GCP утверждают, что им удалось зафиксировать во время всплесков негативных эмоций (смерть принцессы Дианы, террористический акт 11 сентября 2001 года, цунами в Юго-Восточной Азии в декабре 2004 года и т.п.) отклонения от обычного режима работы сети генераторов случайных событий. Таким образом, по их мнению, наступила эпоха количественно измеряемых эффектов «психологических полей», создаваемых человеческими массами. И соответственно обратного влияния таких полей на людей. Похоже, что ученые осторожно вступают на ниву, когда-то вспаханную религиозно-эзотерическими школами.

В контексте вышесказанного не могу не упомянуть акцию «Всемирный оргазм», проводимую нью-эйджерами в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), начиная с 2006-го года (окончание планируется «концом света» в день зимнего солнцестояния 2012-го года). Суть акции состоит в том, чтобы все люди на Земле в один день (а лучше ― в один час или даже минуту) тем или иным образом испытали оргазм. При этом они должны думать о мире, чтобы передать «положительную энергию» Земле. Цель акции ― сведение к минимуму вероятности возникновения войн. Местом проведения акции указывалось любое место на Земле, но особенно в странах, обладающих оружием массового поражения. Толчком к началу акции послужил вход двух военных кораблей США в Персидский залив. На первый взгляд, это очередной глупый флешмоб, но война в Иране так и не началась, хотя её действительно прогнозировали. Подробности на сайте http://www.globalorgasm.org/

Был ли обратный (неявный) эффект от землетрясения в Японии, вторжения НАТО в Ливию, разрекламированного предсказания о «конце света» Гарольда Кэмпинга и т.д.? И стоит ли напоминать, что Мы способны сами фиксировать (чувствовать) глобальные ментальные «возмущения» без помощи каких-либо измерительных приборов? Это уже давно стало частью повседневной жизни. Разница заключается лишь в том, что одни это приняли, а другие упорно продолжают отрицать истинную природу некоторых явлений, сознательно подгоняя всё необычное, или кажущееся таким, под рамки классической физиологии.

Новые записи → Главная ← Старые записи