Fatum Black /// Blog
Будущее наступило. Только в нём полно багов
Популяризирую хэштег #ShittyFuture
Не всякая вера одинаково (бес)полезна?

В 1979 году в Принстоне была развёрнута программа исследований аномальных явлений под руководством Роберта Джана (Robert G. Jahn). Её целью было изучение взаимодействия человеческого мозга и высокочувствительных физических приборов. Идеологически похожие исследования проводились во многих странах мира, в том числе в СССР. И речь не шла исключительно об экстрасенсорных способностях, вопрос был поставлен значительно шире. За последние десятилетия был накоплен огромный экспериментальный материал. Сейчас его пытаются осмыслить с использованием различных средств современной науки, особенно математики ― начиная относительно простыми методами статистики, классическим Фурье-анализом и заканчивая недавно разработанным фрактальным анализом.

Подробности можно узнать на сайте Принстонского университета http://noosphere.princeton.edu/. Обратите внимание на употреблённый американцами термин «noosphere» (ноосфера), т.е. «сфера разума», его ввёл в научный оборот наш соотечественник В. И. Вернадский ещё в 20-е годы. Многочисленный междисциплинарный коллектив участников «Проекта глобального сознания» (Global Consciousness Project), состоящий из физиков, математиков, биологов, биофизиков, психологов и других специалистов, утверждает, что им удалось доказать существование корреляции между работой человеческого мозга и работой удалённых электронных приборов, которые нельзя даже отнести к измерительной аппаратуре.

Для этого были использованы специально созданные «генераторы случайных событий». Сотни таких приборов, объединенных в единую информационную сеть с центром в Принстоне, круглосуточно работают на всех континентах, в России их три ― в Москве, Новосибирске и Владивостоке (в Украине, увы, пока нет). Каждый генератор случайных событий выдаёт беспорядочную бинарную последовательность. Но в отличие от ранее существовавших генераторов случайных чисел, приборы нового поколения выдают, так сказать, «более случайные» числа.

Не секрет, что в масштабах классического макромира, в котором мы живём, практически ничего случайного нет. Случайность выпадения, например, аверса или реверса только кажущаяся. Сторона, на которую упадёт монета, предопределена уже в момент броска. Просто мы не в состоянии точно учесть все параметры её полета и соответственно предсказать результат падения. Поэтому называем такое событие случайным. Однако непредсказуемость здесь имеет технический, а не принципиальный характер. Так же дело обстоит и с компьютерными таблицами случайных чисел. Их генерирует компьютер по специальному алгоритму, а значит, строго говоря, случайными они тоже не являются. Но в микромире ― картина совершенно иная. Там царствует квантовая механика, в которой непредсказуемость результата носит принципиальный, а не технический характер.

Принстонские генераторы являются сугубо квантовыми приборами. Выдаваемая ими последовательность нулей и единиц отражает измерения некоторых тонких квантовых эффектов в твёрдом теле (например, туннельных переходов в гетероструктурах, «белого шума» электронов), что позволяет получать подлинно случайную последовательность. А это в свою очередь открыло новые перспективы для обнаружения чрезвычайно слабых эффектов. Таких, например, как гипотетическое влияние работы человеческого мозга на квантовые состояния элементарных частиц далеко за его пределами.

А что если мозг не один? Если миллионы, десятки, сотни миллионов людей думают над чем-то общим, испытывают похожие чувства (а это уже реальность в эпоху глобальных телекоммуникаций), что в таком случае? Тогда можно ожидать кумулятивный эффект (ага, Резонанс). Авторы проекта GCP утверждают, что им удалось зафиксировать во время всплесков негативных эмоций (смерть принцессы Дианы, террористический акт 11 сентября 2001 года, цунами в Юго-Восточной Азии в декабре 2004 года и т.п.) отклонения от обычного режима работы сети генераторов случайных событий. Таким образом, по их мнению, наступила эпоха количественно измеряемых эффектов «психологических полей», создаваемых человеческими массами. И соответственно обратного влияния таких полей на людей. Похоже, что ученые осторожно вступают на ниву, когда-то вспаханную религиозно-эзотерическими школами.

В контексте вышесказанного не могу не упомянуть акцию «Всемирный оргазм», проводимую нью-эйджерами в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), начиная с 2006-го года (окончание планируется «концом света» в день зимнего солнцестояния 2012-го года). Суть акции состоит в том, чтобы все люди на Земле в один день (а лучше ― в один час или даже минуту) тем или иным образом испытали оргазм. При этом они должны думать о мире, чтобы передать «положительную энергию» Земле. Цель акции ― сведение к минимуму вероятности возникновения войн. Местом проведения акции указывалось любое место на Земле, но особенно в странах, обладающих оружием массового поражения. Толчком к началу акции послужил вход двух военных кораблей США в Персидский залив. На первый взгляд, это очередной глупый флешмоб, но война в Иране так и не началась, хотя её действительно прогнозировали. Подробности на сайте http://www.globalorgasm.org/

Был ли обратный (неявный) эффект от землетрясения в Японии, вторжения НАТО в Ливию, разрекламированного предсказания о «конце света» Гарольда Кэмпинга и т.д.? И стоит ли напоминать, что Мы способны сами фиксировать (чувствовать) глобальные ментальные «возмущения» без помощи каких-либо измерительных приборов? Это уже давно стало частью повседневной жизни. Разница заключается лишь в том, что одни это приняли, а другие упорно продолжают отрицать истинную природу некоторых явлений, сознательно подгоняя всё необычное, или кажущееся таким, под рамки классической физиологии.

Иисус + ЧАЭС = ?

Нашёл сегодня случайно, пересматривая домашний фотоархив. «Чернобыльские чудотворные иконы ... Множество безнадёжно больных, прикасаясь к чудотворной иконе, получают исцеление» ― гласит аккуратно наклеенная на стену реклама УПЦ МП.

Чернобыльские чудотворные иконы

Собственно, первая, древняя икона («Святителя Николая») к Чернобылю отношения не имеет, хотя именно она и является якобы чудотворной. А вторая икона «Чернобыльский Спас» ― написана совсем недавно. На ней изображен Иисус Христос, у ног которого расположились офигевающие от происходящего ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. Икону привозили из Свято-Ильинского храма в городе Чернобыль, единственной действующей церкви в зоне отчуждения.

Чернобыльский спас

В общем, нет предела ширине и глубине православной мысли. Когда ждать очередную «чудотворную» икону, посвящённую аварии на Фукусиме?

Иной взгляд

Подумалось мне, что многочисленные социально-культурные феномены, содрогнувшие мир в новом тысячелетии, являются ничем иным, как побочным эффектом болезненного (однако не безнадёжного) процесса психологической адаптации человечества к новым условиям существования, возникшим в результате стремительного развития информационных технологий.

Технологии обещали решить если не все, то очень многие проблемы homo sapiens, однако, приходя в наш мир, они также привносили немало новых вопросов, не имеющих очевидного решения. Благодаря технологиям, возможности современного человека значительно расширились, но, тем не менее, их развитие повлекло за собой глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования и прочий махровый нигилизм. Социопатия, депрессия и психоз обещали стать, если уже не стали, верными спутниками сетевого человека. Очевидно, что старые схемы и методы выживания уже не работали ― современному человеку нужно было искать новую точку опоры, чтобы окончательно не сойти с ума в мире высокоскоростных Интернет-соединений.

Эволюция Интернета подтолкнула, или, правильней сказать, вынудила большую часть его постоянной аудитории заново пересмотреть свои отношения с реальностью. Вот так просто, под впечатлением от виртуального опыта, порвать и выкинуть старые шаблоны видения мира, переписав своё восприятие окружающей действительности чуть ли не с чистого листа. Ведь по мере развития Web 2.0 зарождалась чёткая видимость того, что мир представляет собой некий конгломерат субъективно-объективных реальностей, которые можно создавать и посещать по желанию. Данное утверждение не является истиной, однако именно это особенно остро чувствуют люди, практически живущие в Сети. В обозримом будущем коллективное видение реальности может исказиться настолько, что лозунги вроде «Вас не существует в Сети? ― значит, вас не существует вообще!» станут обыденным явлением, и ещё не ясно, будет ли это считаться девивиацией в сетевом обществе.

Сейчас же нередко приходиться внимать вопль закостенелых консерваторов, страдающих синдромом утёнка: «Интернет ― это иллюзия!», «Интернет ― бегство от реальной жизни™!». Нелепость этих утверждений заключается в том, что в научной (философской) и религиозной среде до сих пор нет единогласного (и даже господствующего) мнения насчёт того, что реально, а что ― нет (это касается и т.н. реальной жизни™). Например, реализм, который лежит в основе современной научной модели мира, отрицает существование субъективной реальности (при этом, не отрицая субъективного восприятия), базируясь на том, то бытие всегда объективно. А буддистская философия, напротив, отрицает существование объективной реальности, и, отмечу, приводит доводы не менее конструктивные, хоть и эмпирически непроверяемые. Христиане же вообще убеждены, что их субъективный Бог ― объективен. И так далее, со всеми вытекающими. Парадокс критерия реальности заключается в том, что, не смотря на разнообразие суждений, любые представления о природе реального, каким бы оно ни было на самом деле ― объективным или субъективным, всегда субъективны.

Например, в детстве, вспоминая наши первые сны, мы считали их реальностью, как и всё остальное. После неоднократных попыток родителей объяснить, что некоторые наши переживания являются «всего лишь сном», мы научились отличать «внутренние» события во сне от «внешних» физических. Однако это лишь условное разделение на объективную и субъективную реальность. Смогли бы мы разделить две реальности без посторонней помощи? И нужно ли было вообще что-то разделять?

«Согласно исследованиям знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже, дети проходят три стадии понимания сновидений. На первой стадии ― в возрасте от трех до четырех лет ― ребенок не различает сна и бодрствования. Он полагает, что сны происходят в том же (внешнем) мире, что и остальная жизнь. В этом возрасте, просыпаясь в страхе во время кошмаров, ребенок верит, что чудовища находятся в комнате. И все уверения родителей, что "это лишь сон", не производят должного эффекта. Ребенку нужны веские доказательства, он должен сам убедиться, что шкаф, например, действительно пуст.

Между четырьмя и шестью годами, приобретя опыт пробуждения от снов, которым родители отказывают в реальности, ребенок пересматривает свое отношение к сновидениям. Теперь он знает, что все произошедшее ― "лишь сон", хотя до сих пор не понимает, что же все-таки это такое, сон. На этой стадии ребенок воспринимает сновидение отчасти как внешнее, отчасти как внутреннее явление. Если его спросить, например, откуда берутся сны, он может ответить: "Из моей головы". Однако на вопрос, где происходил сон, тот же ребенок ответит: "В моей спальне".

Где-то в возрасте от пяти до восьми лет такое переходное состояние уступает место третьей стадии, и ребенок хорошо понимает, что сновидения целиком и полностью имеют внутреннюю природу. Теперь ребенок знает, что сны происходят только в его голове. Другими словами, сновидения ― чисто ментальные переживания»

Велика вероятность того, что старомодные институты религии, семьи, образования начали разваливаться отнюдь не потому, что велась целенаправленная борьба против них, а по причине их нежизнеспособности в условиях технотронного, постиндустриального общества. Если отбросить в сторону байки церковников, эзотериков, и просто полоумных, то объективно, технологии ― это единственное, что существенно и глобально (прогресс добрался даже до моего родного Мухосранска) изменилось за последнее время. Правда если начать подробно разбирать причинно-следственные связи, то отнюдь не очевидно, что является же первопричиной глобального социального «сдвига» ― духовно-нравственная или технологическая эволюция.

Как мы отличаем сон от реальности, а Интернет от реальной жизни™? Именно, за счёт контраста! И сейчас эта грань методично стирается в процессе развития информационных технологий. Вероятно, многие странности, что наблюдались в прошлом десятилетии ― лишь прелюдия к невиданному ранее социальному взрыву, что произойдет, согласно некоторым прогнозам, ближе к 2020-му году, когда доступ к Всемирной сети станет повсеместным, а дополненная реальность тесно вплетётся в нашу жизнь. Однако уже сейчас одно ясно наверняка ― человечество никогда не будет прежним. А вот что послужило причиной таких кардинальных изменений: планетарные циклы, боги, просвещённые личности, технологии или просто случайность ― решать только вам.

Новые записи → Главная ← Старые записи